Лицензия Минпромторга
Лицензия Минпромторга
Лицензия Минпромторга
Центр лицензирования и сертификации – это официальная организация, которая специализируется на предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям юридических услуг, связанных с оформлением требуемых для законного осуществления тех или иных видов коммерческой деятельности разрешительных документов – разрешений, сертификатов, лицензий и согласований в соответствующих уполномоченных государственных органах и службах.
В течение последних лет отчетливо проявляется тенденция постепенной отмены обязательности лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности. Необходимо принимать во внимание, что разработкой и введением в действие правил и стандартов этих видов деятельности, наряду с контролем за соблюдением исполнения указанных правил и стандартов, занимаются не только уполномоченные государственные органы и службы, но и саморегулируемые организации. Эти организации представляют собой созданные в соответствии с закрепленным в действующем законодательстве порядком в целях объединения единиц предпринимательской или профессиональной деятельности, объединяемых определенной отраслью производства или одним рынком сбыта товаров, работ или услуг, либо состоящие из субъектов профессиональной экономической деятельности определенного вида.
Однако, несмотря на сокращение перечня видов деятельности, подлежащей лицензированию, по-прежнему сохраняется требование о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности, производства и оборота алкогольной продукции и ряда других. Также следует учитывать, что для оформления многих разновидностей лицензий требуется получить заключения ряда уполномоченных органов, подтверждающих соответствие условий осуществляемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вида деятельности законодательно установленным санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим, а также пожарным нормативам и правилам.
Специалисты центров лицензирования и сертификации всегда готовы дать своим настоящим и потенциальным клиентам профессиональную консультацию, а затем полностью или частично сопроводить процедуру вступления в саморегулируемую организацию, объединяющую субъекты того или иного вида деятельности, оформить документы, подтверждающие допуск к данному виду деятельности, а также все необходимые разрешения, сертификаты и лицензии.
Центр лицензирования и сертификации в процессе осуществления своей деятельности руководствуется следующими основными принципами:
Как правило, организации и предприниматели, воспользовавшиеся услугами центров лицензирования и сертификации, по достоинству оценивают высокое качество и профессионализм оказываемых ими услуг, а также экономят собственное время и деньги.
Транспортная лицензия требуется на пассажирские перевозки многих видов транспорта
ФЗ № 99, начавший функционирование на территории РФ в конце 2011 года, также как и предыдущий ФЗ № 128, принятый в 2001 году, (имеющие одинаковые наименования – закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») предусматривают оформление транспортной лицензии не только на перевозки автомобильным транспортом, но и на перевозки пассажиров и всех или опасных грузов, осуществляемые следующими транспортами :
А также отдельных видов деятельности, напрямую или косвенно связанных с транспортировками и видами перемещений:
Транспортная лицензия на буксировку опасных грузов, выполняемая морским транспортом, с введением в действие нового ФЗ № 99 о лицензировании отдельных видов деятельности заменена на другой способ государственного регулирования – страхование ответственности.
Этот документ по-прежнему остается актуальным и является основным гарантом безопасности перевозок грузов и пассажиров, хотя дискуссии о замене транспортной лицензии на страхование гражданской ответственности в данной сфере деятельности ведутся уже давно. Транспортная лицензия для автомобильных перевозок требуется для организации и ведения следующих работ на территории России:
Оформить транспортные лицензии такого вида можно в Госавтодорнадзоре или Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Если транспортную лицензию оформляет организация, то в качестве приложения на каждую единицу транспортных средств выдается лицензионная карточка, которая по законодательству должна находиться в автотранспортном средстве, когда водитель оказывает лицензионный вид услуг и предъявляться по требованию как самих получателей услуг (например, пассажиров). Так и по требованию сотрудников Госавтоинспекции и других контролирующих структур.
Для оформления лицензий на автобусы требуется достаточно серьезный пакет необходимых документов. В то время как для оформления транспортной лицензии на оказание услуг такси для индивидуальных предпринимателей нужны только документы, подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, паспорт технического средства и личные документы соискателя (паспорт, права). Но и в этом случае сам автомобиль должен отвечать требованиям, которые установлены ФЗ № 69 «О такси».
К организациям, оказывающим услуги такси, применяются, в том числе, организационные требования при оформлении транспортной лицензии. Так является обязательным наличие технического осмотра один раз в полгода для каждого транспортного средства, наличие в штатном расписании медицинского персонала для освидетельствования водителей перед выходом в рейс и другие требования, напрямую связанные с безопасностью пассажирских перевозок.
Только транспортировка людей или перевозка грузов, применяемая для собственных нужд индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, не требует оформления транспортной лицензии на автомобильные транспортные средства.
Требуется для перевозки грузов и транспортировки людей по маршрутам, связанным с пересечением границы РФ и осуществлению перемещений по территориям зарубежных государств. В этом случае бизнесмены могут оформить следующие виды транспортных лицензий (такие транспортные лицензии имеют название допуск или допуск для международных перевозок):
Международные транспортные лицензии для автомобильных перевозок имеют разделение на допуски, выдаваемые соискателю впервые, и на повторные допуски. От данного фактора существенным образом меняется срок действия разрешительного документа. Так при первом обращении за оформлением международной транспортной лицензии соискатель может претендовать только на оформление допуска сроком на 1 год. По истечении этого срока и при подтверждении наличия опыта международных перевозок может быть выдан разрешительный документ, который будет действителен в течение 5 лет. Оформить такие виды транспортной лицензии можно в Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации – иначе Ространснадзор.
Чтобы получить международную транспортную лицензию, кроме пакета обязательных документов, требуется именной диплом (каждому водителю международных перевозок), подтверждающий прохождение курса по международным автомобильным перевозкам пассажиров и грузов. Передача данного удостоверения другому лицу запрещена. Без такого документа, также как и без транспортной лицензии осуществлять перевозки между государствами нельзя.
Лицензия на алкоголь обязательна для любой деятельности, связанной с производством или оборотом спиртосодержащей продукции.
Основным законом, на базе которого осуществляется в Российской Федерации регулирование производства и рынка реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, является ФЗ № 18 от 07.01.1999г., включая все последующие его редакции и корректировки. Действие закона относится к отношениям участников производства и оборота алкоголя:
Чтобы осуществлять предпринимательство в сфере розничной торговли спиртом или спиртосодержащей продукции, чтобы открыть бар, буфет или магазин, где предусматривается реализация алкоголя, необходимо оформить лицензию на алкоголь.
Не распространяется ФЗ № 18 на следующие виды деятельности:
Спиртосодержащая продукция – это продукция, которая содержит более 1,5 % этилового спирта в общем ее объеме. Спиртосодержащая продукция может быть пищевой (в этом случае она имеет другое название – алкогольная) и непищевой, содержащей этиловый спирт или денатурат. Все виды деятельности, связанные с оборотом или изготовлением спиртосодержащей продукции или этилового спирта, отвечающих требованиям ФЗ, подлежат лицензированию. При этом закон предусматривает различные виды алкогольной лицензии:
Импортер чаще всего обращает внимание, что закон для непищевой спиртосодержащей продукции не предусматривает отдельного лицензирования деятельности только по ее хранению, в отличие от спиртосодержащей пищевой и алкогольной продукции. Таким образом, хранить спиртосодержащую пищевую продукцию можно только на складах, имеющих лицензию на алкоголь Росалкогольрегулирования. В то время как лицензия на алкоголь для хранения непищевой спиртосодержащей продукции не требуется, в том числе это относится к большинству видов косметической и парфюмерной продукции.
Не всякий таможенный орган может выполнять таможенные операции со спиртосодержащей продукцией. Касательно спиртосодержащей непищевой продукции, импортер должен понимать два обстоятельства: является ли продукция лицензируемой или подакцизной.
Оформить лицензию на алкоголь для оптового ее оборота или изготовления такой продукции можно только в центральном офисе Росалкогольрегулирования. Региональные лицензионные палаты помогут с оформлением других разновидностей лицензии на алкоголь. Лицензию на розничную торговлю алкоголем в Москве можно оформить в Комитете по лицензированию. С апреля 2011 года Московская Лицензионная Палата переименована и носит такое название.
Срок действия лицензии на алкоголь при розничной продаже чаще всего составляет три года. Но сетевые торговые организации по закону имеют право оформления лицензии на срок до 5 лет. Лицензия на алкоголь для опта выдается сроком на 5 лет, а уставный капитал организации при этом должен составлять не менее 10 млн. рублей.
Требования к организациям, которые желают получить лицензию на алкоголь достаточно строгие. В зависимости от вида лицензии на алкоголь к предприятию предъявляются требования, связанные с уставным капиталом организации, наличием торговых площадей и площадей хранения спиртосодержащей продукции в зависимости от категории предприятия.
Так предприятия, характеризующиеся в качестве малых, должны иметь уставный капитал, равный или более 300 тысяч рублей. Для получения лицензии на алкоголь бару или ресторану требуется наличие оплаченного уставного капитала в размере не менее 10 тысяч руб., а магазину розничной продажи алкогольной продукции – от 1 миллиона рублей. Если предприятию выдана лицензия на алкоголь, то площадь торговых залов и складских помещений для хранения спиртосодержащей и алкогольной продукции не могут быть меньше 50 квадратных метров.
Лицензия на алкоголь предусматривает исполнение лицензиатом требований российского законодательства не только в момент оформления разрешения на ведение деятельности, но также и во весь период действия лицензии на алкоголь. ФЗ предусматривает условия, при которых лицензиат может утратить лицензию на алкоголь и при этом возможность ведения бизнеса. К такой ситуации ведут грубые нарушения российского законодательства касательно реализации или ли хранения алкогольной продукции.
С 3 ноября 2011 начал функционировать на территории РФ новый ФЗ № 99 « О лицензировании отдельных видов деятельности», который вводит бессрочность различных лицензий. Но данный ФЗ не распространяется на лицензии на алкоголь, поэтому данное положение ФЗ № 99 не распространяется на лицензирование спиртосодержащей продукции.
Лицензирование шифровальных услуг разрешает деятельность только специалистам сферы информационной безопасности.
На основе Постановления Правительства РФ № 957 от 29 декабря2007 г. производится оформление разрешительных документов, связанных с лицензированием шифровальных услуг. Старое Положение 2002 года упразднено этим же документом.
Лицензирование шифровальных услуг может быть оформлено одной из следующих лицензий:
Для каждого направления предусмотрено собственное Положение о лицензировании шифровальных услуг. Органом лицензирования, выдающим разрешительные документы в данной сфере, является Федеральная служба безопасности (ФСБ).
Лицензирование шифровальных услуг осуществляется на основе Положения о лицензировании услуг в области шифрования информации с использованием отдельных криптографических средств. К таким шифровальным средствам относятся следующие их виды:
Положение о лицензировании шифровальных услуг содержит подробный перечень средств криптографии, на которые не распространяется действие конкретного Положения. В том числе:
Закон предусматривает серьезные требования к лицензированию шифровальных услуг. Для реализации функций, для которых осуществляется организация деятельности, кроме руководителя, обладающего образованием, квалификацией и опытом работы в сфере информационной безопасности, требуется наличие в штате организации сотрудников, прошедших специальную подготовку по работе со средствами криптографической защиты и имеющие опыт работы в сфере информационной безопасности.
Кроме того должны неукоснительно исполняться пункты ФЗ «О федеральной службе безопасности» (стать 11 и 13), относящиеся к сфере безопасности при работе с шифровальными и дешифровальными устройствами. Все оборудование, используемое в работе должно иметь соответствующие разрешения и сертификаты, выдаваемые Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ или сертификаты ФСБ.
Лицензирование шифровальных услуг предусматривает ведение требуемых по закону регистрационных журналов и документов, своевременное уничтожение ключей шифрования, информирование соответствующих органов об использовании средств шифрования иностранного происхождения и прочие технические требования к организации повседневной работы учреждения.
Лицензирование шифровальных услуг действительно в течение 5 лет с момента оформления разрешительного документа и предусматривает инспекционные проверки органом лицензирования исполнения требований и условий выдачи разрешения на деятельность.
Основными документами, регламентирующими такие виды деятельности как частный сыск (детективная деятельность, осуществляемая негосударственными структурами), охранная деятельность охранных негосударственных предприятий и охранников как физических лиц, регулируется следующими законодательными актами:
Регулируется Положением о выдаче разрешительных документов в данной сфере. В рамках лицензирования частного сыска разрешены государством следующие виды услуг в данной сфере деятельности:
Лицензирование частного сыска осуществляется Министерством внутренних дел РФ с оформлением разрешительных документов сроком на 5 лет с возможностью последующего продления лицензии еще на 5 лет.
Лицензирование частного сыска начинается с процедуры инициализации самим соискателем путем подачи заявления и требуемого по закону пакета документов. Орган лицензирования обязан в течение 40 дней после подачи заявки выполнить проверку достаточности и достоверности сведений, указанных в документации, а также исполнение заявителем условий лицензирования частного сыска. К ним, в том числе, относится исполнение следующих требований:
Данный вид лицензирования делится на два направления при оформлении разрешительных документов:
Российское законодательство определяет единственную разрешенную организационно-правовую форму для создания ЧОО — общество с ограниченной ответственностью, которое не может включать в состав видов деятельности иных, кроме охранных услуг, определенных законом. Уставный капитал ЧОО должен составлять менее 100 тыс. рублей. При оказании услуг с выполнением любых работ с техническими средствами охраны, а также услуг вооруженной охраны объектов или имущества – не менее 250 тыс. рублей.
Многие новые требования к лицензированию охраны были введены на основе ФЗ № 272 «Об охранной деятельности», действие которого началось с 1 января 2010 года.
Лицензирование охраны предусматривает исполнение требований, содержащихся в ФЗ № 15 и в Положении о лицензировании охранных организаций. Особые требования устанавливаются к руководителю ЧОО: наличие профессиональной квалификации, опыта работы в сфере лицензионной деятельности, наличие лицензии частного охранника (удостоверения частного охранника). Определена невозможность занятия этой должности по совместительству лицами с государственными должностями в качестве служащих, или деятелям, занимаемым выборные должности, при занятии оплачиваемых должностей в политических партиях, общественных организациях и другими категориями граждан.
Действующим Положением о лицензировании охраны в рассматриваемой сфере является Положение о лицензировании частных охранных предприятий, установленное ПП № 498 от 29 июня2011 г(т.к. на его основе ПП № 600 от 14.08.2002 г.утратило силу). Но и на его основе разрешительные документы могут быть выданы сроком на 5 лет, которые действуют на территории всей страны в течение указанного периода. Полномочия лицензирования охраны возложены на органы внутренних дел. Они также ведут государственные реестры лицензий, выданных на охранные предприятия.
Может выполняться не только для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, но также и для физических лиц. Ранее получить разрешение на ведение охранной деятельности мог только сотрудник ЧОПа (частного охранного предприятия).
В качестве разрешительного документа, который подтверждает прохождение лицензирования охраны, является удостоверение частного охранника, которое предоставляет право его обладателю заключать договор о трудовых взаимоотношениях с частным охранным предприятием и выполнять функции охранника.
Пройти лицензирование охраны и получить удостоверение частного охранника можно в отделении внутренних дел МВД России по месту постоянной регистрации соискателя. Оформить удостоверение частного охранника может только гражданин РФ и если он удовлетворяет требованиям, сформулированным российским законодательством, в частности:
Удостоверение частного охранника действительно на протяжении 5 лет со дня его выдачи. Далее обладатель такого разрешения имеет право неограниченное число раз обратиться на повторное лицензирование охраны и продление срока действия разрешения.
Лицензирование строительной деятельности (допуск СРО строительный)
На основе ФЗ № 128, устанавливающего требования и порядок оформления разрешительных документов на ведение отдельных видов предпринимательства, лицензирование строительной деятельности в РФ осуществлялось с 2001 по 2009 годы. Без наличия разрешительных документов в форме лицензии ведение строительных, изыскательских и проектировочных работ на территории России было запрещено национальным законом.
Но, несмотря на законодательную базу, требования к лицензированию строительной деятельности появилось значительное число фирм, оказывающих некачественные услуги в данной сфере и так называемых фирм-однодневок. Органы лицензирования в условиях наличия свыше 250 тысяч различных строительных организаций фактически не могли исполнять требований закона касательного инспекционного лицензионного контроля в рамках лицензирования строительной деятельности в ходе всего срока действия разрешительных документов.
В какой-то момент стало ясно, что методы государственного регулирования касательно строительной отрасли следует менять. Данному факту способствовало принятие 1 декабря 2007 года Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (ФЗ № 315), а также внесенные в 2008 году фундаментальные изменения в Градостроительный кодекс РФ. На основе их лицензирование строительной деятельности было заменено на создание и последующий контроль со стороны государственных органов надзора деятельности не каждой строительной организации, а добровольных объединений строителей, которые имеют название саморегулируемые организации – СРО. А разрешительные документы на ведение строительной деятельности в форме лицензии были заменены на допуск СРО строительный (Свидетельство допуска), который можно получить, лишь являясь членом одной из таких организаций.
Только допуск СРО строительный является в настоящее время документом, разрешающим проведение работ в строительной отрасли. Российское государство делегировало основную часть функций, непосредственно связанных с ответственностью за конечный результат и за саму строительную деятельность на строительное сообщество, и в конечном итоге – на строительный бизнес путем создания саморегулирующих строительных организаций (СРО).
Такое требование установлено также для проектировщиков в строительной сфере и специалистов, занимающихся изыскательными работами для подготовки возведения строительных объектов. Данные направления требуют вхождения в соответствующие СРО и оформление допусков СРО для указанных видов работ.
Перечень работ, для которых необходимо оформление допуска СРО строительного, утвержден 30.12.2009 г. приказом Министерства регионального развития РФ № 624. Он вступил в силу, также как и требование обязательного оформления допуска СРО строительного, с 1 января 2010 года. С этого же времени прекращено действие лицензирования строительной деятельности и разрешительных документов. Хотя уже в течение 2009 года не оформлялись строительные лицензии.
Чтобы получить допуск СРО строительный, необходимо являться членом некоммерческой организации строительного направления. Для вступления в СРО требуется собрать пакет документов, который установлен законом, уплатить членские взносы, взнос в компенсационный фонд, и далее оплачивать ежегодно годовые взносы в сообщество. Суммы денежных вливаний зависят непосредственно от видов работ, которыми занимается строительная организация и они определены российским законом.
Наличие у зарубежных строителей, работающих на российском рынке, разрешений на работы в данной сфере, полученные в своих государствах, не являются основанием для работы на территории РФ. И для них только допуск СРО строительный – разрешительный документ, который подтверждает право на ведение строительных работ.
При оформлении допуска СРО строительного к работам компании требуется подтвердить способность качественно выполнять опасные виды строительных работ, на которые распространяется требование оформления данного специального разрешения. Основное требование — наличие квалифицированных специалистов со средним специальным или высшим образованием в той узкой сфере деятельности, для которой происходит оформление допуска СРО строительного. Лицензирование строительной деятельности не содержало данного требования к соискателям.
Кроме того, на основе ФЗ все строительные компании – члены СРО обязаны раз в пять лет направлять своих специалистов на повышение квалификации, где от них потребуется сдача профессиональных экзаменов. Кроме данных требований для членов СРО является обязательным:
Некоторые СРО включают в качестве обязательного требования для вступления в сообщество наличие сертификата качества в соответствии с ИСО 9001 .
Требования, которые должны исполняться строительной компанией, устанавливаются не только на момент получения допуска СРО строительного, но и на весь период функционирования члена СРО. Данный факт подтверждается контролем деятельности каждой компании со стороны самого сообщества. Контролю подвергается исполнение российских нормативов и стандартов строительной деятельности, исполнение национального законодательства, а также требований, которые устанавливает сообщество строителей – СРО.
Если компания осуществляет одновременно несколько видов работ, связанных со строительством, относящихся к опасным работам, то она должна вступить в различные СРО, соответствующие каждому из направлений и получить соответственно допуски СРО строительные, проектировочные, изыскательские.
Лицензирование образовательной деятельности на новый лад с 2011 года
3 ноября 2011 года на территории РФ начал действовать новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности (ФЗ № 99). Некоторые его Положения еще в начале 2011 года были учтены в новом Положении о лицензировании образовательной деятельности, на основе которого происходит оформление разрешительных документов на оказание услуг в данной сфере предпринимательства, начиная с января 2011 года.
Распространяется не на все образовательные и учебные заведения России. Действие данного документа не касается лицензирования образовательной деятельности учреждений, связанных с государственной тайной, разведывательных учреждений, учебных заведений, функционирующих на территории Сколково и других аналогичных формирований, которые указаны в ФЗ «Об образовании». Разовые занятия, где не предусмотрена выдача документов об образовании, педагогическая индивидуальная деятельность также не подлежат лицензированию образовательной деятельности.
Лицензирование образовательной деятельности в настоящее время отличается от получения разрешения на оказание образовательных услуг, например, в прошлом году в том числе по следующим аспектам:
Новое Положение о лицензировании образовательной деятельности включает изменения, касающиеся непосредственно данной сферы предпринимательства. К ним относятся:
Усиление лицензионного надзора в соответствии с новым законом разрешает контролирующим органам в случае нарушения условий и требований лицензирования, обнаруженные в результате инспекционного контроля, выписывать предписания образовательному учреждению с указанием конкретных нарушений лицензирования образовательной деятельности и сроков, в течение которых должны быть исправлены данные срывы. В случае неисполнения предписаний, лицензионный орган имеет право приостановить действие лицензирования образовательной деятельности. А при повторных обнаружениях грубых нарушений, ходатайствовать в суде о лишении лицензии и права ведения предпринимательства в данной сфере лицензиатом.
Лицензирование образовательной деятельности предусматривает получение отдельных разрешений на применение образовательных программ. Это самостоятельная процедура, предусмотренная российским законодательством. Действующее в настоящее время Положение об образовательных программах, введено в силу Постановлением Правительства РФ № 174 от 16 марта 2011 года.
Лицензирование образовательных программ относится не только к общеобразовательным программам, программам школьного, дошкольного, высшего и среднего специального образования, но и ко всем программам профессиональной подготовки и переподготовки (повышение квалификации). С 5 июня 2011 года утвержден новый Перечень профессий, который учитывает профессиональную подготовку специалистов. (Приказ Министра образования № 1440 от 2011 года).
Таким образом, для ведения образовательной деятельности, кроме лицензирования образовательной деятельности, требуется и наличие программ, которые проверены специальными органами и получили «добро» на их применение в образовательной сфере.